Яндекс.Метрика
Подписка
Новости

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 140 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

Чудо-роспись Городца

Есть на Волге город древний,

По названью — Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

 

   Городецкая роспись — русский народный художественный промысел, развивавшийся с середины XIX века в Нижегородской губернии в районе города Городец. Именно в Городце закрепился и стилистически сформировался оригинальный народный промысел, который стал таким же знаменитым, как хохломские и семёновские узоры. Городецкая роспись украшала жилище и многие предметы быта: ставни, двери, ворота, сундуки, сани, донца прялок, мебель, игрушки. Окружённые цветочными гирляндами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической проработкой изображений белыми и чёрными линиями.    

   Заволжские деревни с давних пор славились резьбой по дереву, изготовлением деревянной и глиняной игрушки. Из всей деревянной продукции, выпускаемой местными мастерами, особой известностью пользовались городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки и возникла городецкая роспись.

   Изготовление и украшение прялок связано с представлениями о достатке и благополучии семьи. В отличие от обычных прялок, которые вытесывались из целикового деревянного массива, городецкие были разборные и состояли из двух частей: гребня и донца. Донце — дощечка, на которую садится пряха, представляло из себя широкую доску, которая сужалась с одного конца и имела отверстие, куда вставлялась ножка гребня. Донце украшалось местными мастерами и, когда с прялкой не работали, вешалось на стену как картина. Вытянутые формы донца определяли композиционные схемы украшения, делившиеся на два или три яруса.

   Городецкий народный промысел формировался постепенно. Первые донца декорировались контурной и скобчатой резьбой, в которой наряду с плоскими применялись полукруглые стамески. Новшество позволяло делать резьбу более разнообразной, включать в неё различные мотивы и сюжеты. Особый городецкий стиль резьбы сделал народный промысел востребованным.

   Наиболее трудоёмкой была техника изготовления донец с помощью выемчатой резьбы и инкрустации морёным дубом. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски в картину: в углубления вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделялись на более светлой поверхности донца: всадники, кареты, барыни на прогулке или лучистые розетки, окружённые цветами и листьями.

   Постепенно для изобразительного богатства резные детали изображения и фон стали оживлять подкрашиванием синими, зелёными, красными и жёлтыми цветами. Сочетание ярких цветов с тёмным дубом делало изделия более нарядными и красочными. Спрос в производстве прядильных донец упростил технику декорирования: сложная и трудоёмкая техника инкрустации стала заменяться обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце XIX века преобладающим декором становятся живописные элементы.   

   Композиции народного промысла имеют ограниченное число мотивов: цветочная роспись, сюжетные композиции, цветочные мотивы с включением фигур коней или птиц.  

   Разнообразны по схемам построения распространённые типы цветочного орнамента, которые художник пишет, как правило, без предварительного рисунка. Несмотря на существование традиционных схем построения цветочных узоров, художники придумывают новые вариации цветочной росписи. Симметрично изображённый цветочный «букет» встречается на разделочных досках или блюдах. При росписи хлебниц, шкатулок, детской мебели используется «гирлянда» — разновидность «букета», когда крупные розы, купавки располагаются в центре, а более мелкие цветы с листьями расходятся в стороны. Данный вид орнаментальной композиции может быть вписан в круг, полосу, расположен на угловых заставках. «Ромб» — вариация «гирлянды», когда от крупных цветов, изображенных в центре, рисуются бутоны и листья, уменьшающиеся к вершинам ромба. Ромбовидные цветочные композиции украшают поверхности прямоугольной формы: хлебницы, сундучки, скамеечки, створки шкафов. «Цветочная полоса» представляет повторяющуюся ленточную орнаментальную композицию на объёмных изделиях. «Венок» напоминает «цветочную полосу», замкнутую в композициях круглых форм.

   Сюжетная роспись — одна из трудоёмких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Праздничные события городской жизни, быт крестьянства, купечества, сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий условны по характеру, свободны и декоративны по форме. Иногда изображение заключено в декоративную рамку, представляющую собой симметрично расположенные цветочные картуши, резные колонны по краям. Там, где позволяет сюжет, мастер пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Театральность сюжетов подчеркивается «застывшими» фигурами персонажей, фронтально обращённых к зрителю. Рядом с жанровыми мотивами, украшенными пышными «розанами», гирляндами цветов и букетов, «живут» символы городецкой росписи — сказочные птицы и быстрые вороные кони.

   В давние времена роспись выполнялась темперными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Кроме темперы, современные мастера используют гуашь и масляную краску, что расширяет цветовую гамму, но мотивы и технология городецкой росписи остаются прежними. Вся роспись состоит из простых элементов: кругов, капель, точек, дуг, спиралей и штрихов.

   Технология городецкой росписи гораздо проще хохломской: роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая может быть загрунтована краской, при этом фон одновременно будет служить грунтовкой. На ярко-жёлтом, красном, синем или чёрном фоне особенно выразительно многоцветие городецкого колорита. Роспись ведётся кистью, проста по приёмам: от широкого мазка до виртуозной линии и тончайшего штриха. Используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Декоративность мотивов подчёркивается декоративностью цвета и приёмов.

   Опытные мастера рисуют без предварительной разметки, поэтому каждое изображение оригинально и неповторимо. На рабочей поверхности намечают узлы будущей композиции: расположение основных, самых крупных элементов, например, цветов. Широкой кистью наносится «подмалёвок»: крупные цветовые пятна светлых тонов, полученных смешением красок с белилами. На светлые пятна «подмалёвка» наносятся тонкие мазки более тёмным колером того же оттенка, например, синим по голубому. «Тенёвка» придаёт элементам композиции объём наложением теней, изображением различных элементов: лепестков цветов, складок одежды, деталей интерьера. На этом же этапе между крупными деталями изображаются более мелкие, например, листочки и бутоны, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти. Средние элементы связывают между собой крупные, а мелкие дополняют общую композицию.     

   Заключительный этап росписи — «оживка» — придаёт работе законченный вид. Мастер кончиком тонкой кисти наносит множество чёрно-белых точек и различных штрихов, которые преображают облик росписи. Графическая проработка деталей объединяет рисунок в цельную композицию. Изящные и упругие линии, словно кружевная отделка, вмиг оживляют букеты и гирлянды цветов, городецких птиц и коней, подчёркивая оригинальность и сказочную красоту городецкой росписи. После высыхания росписи изделие покрывают лаком.

   На протяжении более полутора веков оригинальная живописная система хранит богатство традиций знаменитого художественного промысла. Наполненные добротой простые и наивные сюжеты многоцветной росписи отражают незатейливые представления о счастливой жизни в патриархальной России. Застолья, чаепития и посиделки за богато сервированными столами, конные и пешие прогулки под звуки пения петухов, игры гармони и балалайки. Притягательные городецкие мотивы, изображающие уютные провинциальные уголки с милыми сердцу домиками с резными ставнями и наличниками, цветами в палисадниках, напоминают о малой Родине и далёком детстве, в которое всегда хочется вернуться.