Яндекс.Метрика
Подписка
Новости

Всероссийская книга почета «Лучшие педагоги России»

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 140 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

Приглашаем педагогов пройти бесплатные курсы.

Присоединяйся! Будет интересно! Всем участникам — свидетельство

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

Голубые цветы Гжели

Из глубины веков до наших дней
Старанием мастеров умелых
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.

   Гжель - колыбель русской керамики, живописный подмосковный регион России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. Синий рисунок гжели на белоснежном фарфоре является национальным достоянием России. Народный промысел легко узнаваем, уникален и неповторим.

   История Гжели уходит вглубь веков. Первые упоминания о местности встречаются в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты. В конце XVI века царь Иван Грозный своим указом обозначил её как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.    

   Сегодня немногие знают, что изначально Гжелью называлась местность, издавна славившаяся своими богатыми глинами. По своим природным свойствам гжельская глина считается одной из лучших. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. Гжельская глина применялась на первых подмосковных стекольных заводах. В 1663 году «Аптекарский указ» царя Алексея Михайловича предписывает добываемую в Гжельской волости высококачественную глину доставлять в Москву и для аптекарских нужд. По достоинству оценил высокое качество этих глин Михаил Ломоносов: «По всему сему рассуждать должно, что едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее».

   С середины XVII века здесь велась широкая добыча разных сортов глины. Именно высококачественные глины послужили основой для возникновения и развития керамического производства на этой земле. На протяжении столетий гжельские гончары изготавливали посуду, изразцы, черепицу. Во времена Петра I гжельской глиной пользовались для изготовления огнестойких кирпичей, необходимых для кладки печей. Тогда же делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но только к середине XVIII века появились результаты. Со второй половины XVIII века Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды из цветных глин с красочной росписью по белой эмали. В XIX столетии мастера Гжели открыли новый материал и новую технологию: полуфаянс, фаянс и фарфор.      

   За нарядными синими узорами и воздушной белоснежностью тонкого фарфора скрывается сложный процесс изготовления изделия в несколько этапов. Фарфоровые изделия изготавливаются путём литья в гипсовых формах. Гжельские мастера на специальных гончарных станках вытачивают гипсовые разъёмные формы для отливки будущих изделий. Затем в гипсовую форму литейщик заливает жидкую керамическую массу — шликер. Пористый гипс вытягивает и впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает, приобретая очертания формы. Далее форму раскрывают и достают полуфабрикат, вручную подправляют и заглаживают «швы».     

   Керамические изделия подвергают обжигу дважды. Возможно, именно поэтому в названии художественного промысла «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь»?

   Первый утильный обжиг производят при относительно низкой температуре. После предварительного обжига изделия проходят «фуксиновый контроль»: полуфабрикаты опускают в розовый нестойкий раствор фуксина, пропадающий под воздействием света. Этот технологический процесс даёт возможность проверить качество керамических изделий, делает заметными мелкие трещинки и сколы.

   Далее мастер расписывает изделия окисью кобальта. Перед покрытием глазурью будущая гжель представляет сочетание розового и чёрного цветов.

   После нанесения глазури изделиям предстоит выдержать окончательный второй обжиг. Воздействие высокой температурой превращает «молочные» изделия в бело-голубые: глазурь становится прозрачной и крепкой, а роспись приобретает знаменитый васильковый оттенок. От высокой температуры большинство красок выцветает, только кобальт сохраняет свою небесную синеву. Именно поэтому изделия этого художественного промысла выдержаны в синих тонах.

   Гжельские чайники, молочники, кувшины сохраняют фольклорную способность к импровизации. Сюжеты рисунков народного промысла удивительны и разнообразны. Используя один и тот же набор живописных элементов, мастера создают традиционные мотивы гжельской росписи: растительные орнаменты, сказочные птицы, жанровые сценки, архитектурные пейзажи.

   Основным приёмом гжельской росписи является кистевой мазок, создающий множество тончайших градаций синего цвета c обширным тональным диапазоном от тёмных и плотных до светлых и лёгких тонов. Краска наносится на поверхность изделия лёгким круговым разворотом: в утолщённой части кисти мазок насыщенный и плотный, в центральной части мазка присутствуют различные голубые оттенки. Также насыщенность цвета меняется в зависимости от расхода краски на кисти: первые мазки получаются более сочными, а по мере убывания краски светлеют. Многообразие синего цвета придаёт «одноцветному» изображению богатое тональное звучание. Не менее важны второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: спиралевидные завитки и закручивающиеся усики, точечные и штриховые заполнения, различные росчерки и линейные отводки, геометрические сетки и узкие пояски простого орнамента.

   Плотная поверхность кобальтовой росписи контрастирует с белым фоном. Соотношение белого и синего цветов особенно важно: белый фон становится дополнительным цветом, таким же активным, как и кобальтовая роспись. В сочетании с белым фоном рисунок создаёт ажурный узор на поверхности изделия, градация синего цвета придаёт росписи выпуклость и объём: в центре выразительное пятно цветка, а вокруг лёгкая россыпь завитков и ягод, веточек и листьев, ускользающих в белизну фона.

   Многовековой истории художественного промысла суждена долгая жизнь. Гжельские мастера свято хранят традиции своих предков, творчески развивая и приумножая их. Именно в преемственности народных традиций заключается секрет успеха и популярности гжельской керамики. Русский национальный сувенир востребован как в России, так и за рубежом. Для яркой, поэтичной Гжели не существует границ пространства и времени. В разные концы мира «разлетаются» синие птицы Гжели, украшая нашу планету цветами небесной синевы!