Яндекс.Метрика
Подписка
Новости

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 140 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

Красота Посадского платка

Большой, как скатерть, с пышными кистями,
 Молочно-белый, русский, набивной,

Платок с павлопосадскими цветами,
Лежал, красуясь предо мной,
И был в нём запах трав и ветер,
Узор по краю кружевной,
Поляны маков в красном цвете,
И облаками над землёй…

 

   Платки — самые популярные головные уборы на Руси, национальное достояние и гордость России, неотъемлемая часть национального женского народного костюма. Этот яркий, красочный аксессуар — особый, исконно русский и по-настоящему народный платок.

   Павловопосадский платок родом из подмосковного города Павловского Посада имеет свою увлекательную историю. Набивным павловским платкам более двухсот лет. За это время они смогли превратиться из заурядной детали традиционного национального костюма в изысканный и модный аксессуар.

   Платки имели различные предназначения: свадебные, повседневные, праздничные с золотой нитью. Платок всегда являлся одним из неотъемлемых атрибутов русского костюма, носить который было традицией. Замужняя женщина была обязана покрывать волосы, так как считалось, что последние связаны с магией: чтобы уберечь семью от нечистых сил, женщина, выходя замуж, надевала на голову платок. Этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая который женщина обязательно должна покрыть голову платком.

   Прародителем платка считается убрус — выбеленное льняное полотенце, украшенное вышивкой, которым издревле на Руси женщины покрывали голову. В более глубокой древности головы покрывали кусками ткани -  платами (платками). И убрусы, и платы обычно повязывали поверх голов­ного убора. Именно убрус в дальнейшем сменяется платком, к которому спустя век применяют персидское слово «шаль».

   Рождение самого популярного на Руси головного убора произошло благодаря русским мастерам, когда в Московской губернии в окрестностях Павловского Посада в 1795 году крестьян Иван Лабзин организовал производство по изготовлению платков, из которого впоследствии развилась крупная платочная мануфактура.

   В 50-х годах XIX века производство знаменитых павловопосадских платков приобретает фабричные масштабы: промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». Слава о набивных шалях и платках с удивительным рисунком разнеслась по самым дальним уголкам страны. Вскоре роскошный платок стал самым популярным головным убором российских красавиц и приобрёл статус «визитной карточки» нашей страны, получил всемирную известность.       

   Ткали платки на простых домашних станках: сотканная и отбелённая материя нарезалась на части, закреплялась на деревянной раме. Первоначально платки расписывались искусными художниками вручную, что требовало от них особого мастерства. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками, набивными печатными узорами. Для украшения тканей часто применялись цветочные букеты и природные мотивы. Орнамент на ткани переносился с помощью специальных набойных досок: каждый цвет печатался отдельной доской, число которых достигало нескольких десятков.

   Постепенно ручная набивка была вытеснена машин­ной: на рубеже 18-19 веков ткацкое производство стало автоматизированным благодаря московским фабрикантам Гучковым.

   В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии — фабрика Александровых и в Московской губернии —  павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность. С 19 века Павловопосадская мануфактура стала производить шерстяные платки с печатным (набивным) рисунком.      

   Ценность павловского платка заключается в трудоёмкости работы – не удивительно, что во все времена посадские шали стоили невероятно дорого и ценились очень высоко. Принцип производства таков: на отбеленную шерстяную ткань накладывали намазанный краской шаблон, по которому колотили увесистой киянкой, вбивая краску в структуры тканого волокна. Рисунок на платочную ткань наносили резными деревянными формами двух видов: «манерами» набивали контур рисунка, а сам рисунок — «цветками».

Полный технологический цикл намного сложнее: сотканное полотно из шерстяной пряжи нужно было отбелить, высушить, вытянуть, подготовив к нанесению рисунка. Далее необходимо изготовить по рисунку форму-шаблон двух типов: «манеру» для обозначения контуров рисунка и «цветок» для нанесения краски.

     Изготовление «манер» было трудоёмким — узор прожигался или вырезался на древесине на необходимую глубину, затем выжженные тонкие канавки заливались специальным сплавом.     

   «Цветки», предназначенные для создания общего узора, вырезались из дерева — с их помощью на ткань наносились краски. Каждый цвет требовал использования отдельной доски и печатался с отдельного шаблона со своим рисунком. Нередко для создания большого красивого платка использовалось более 10 досок, а для «рождения» одного платка требовалось порядка 400 наложений форм! В последнюю очередь выполнялось украшение платка бахромой, что придавало завершённость изделию.

   С 70-х годов двадцатого века значительную часть шалей и платков стали набивать новым способом — методом трафаретной печати. При этом способе печати краска наносилась на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных нейлоновых или капроновых шаблонов, натянутых на большую раму, в полный размер платка. Более современные текстильные изделия несколько видоизменились: для шалей и платков, напечатанных таким способом, характерны менее затейливые и более строгие очертания контуров орнамента, меньшая детализация рисунка узора.  

   Однако основные традиции в орнаменте посадского платка бережно хранятся и культивируются. Композиционное и цветовое великолепие павловских платков основано на изысканном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается рисунок на ткань, а также — мастерстве колористов-набойщиков.

   Павловопосадские платки отличаются плотной цветочной орнаментацией. Довольно активно исполняются концентрические круги, составленные из цветочных пирамид. Компоновка узоров овалами, звёздами, медальонами, фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляет рисунку оригинальность. Наиболее типичный рисунок композиции платка — пышные букеты крупных форм, которые сосредоточены по углам платка, а центр венчают небольшие гирлянды более мелких цветочков и бутонов: ромашки и лотосы, гладиолусы и ландыши, маки и пионы, лилии и незабудки.

   Центральное место в цветочных узорах принадлежит розам — символу любви, нежности и красоты. Традиционным узором считается изображения птиц, деревьев, цветов, винограда. Примечательно, что русские мастера заимствовали элементы для росписи платков из других культур: широко распространены разнообразные рисунки восточного орнамента, преимущественно декорированные так называемым «турецким» узором. Стилистика этого узора восходит к тканым восточным шалям, предполагает использование орнаментальных фрагментов в форме капли, например, «пейсли» («турецкий боб» или «восточный огурец»). Название узора «пейсли» пошло от шотландского городка Пейсли, в котором массово производили изделия с подобным узором.

   Платок на Руси во все времена был самым заветным подарком, особым знаком внимания, изысканным аксессуаром. Притягательны и поэтичны названия платков: «Боярышня», «Золотые россыпи», «Лебёдушка», «Русская красавица», «Ярославна». Более двух столетий павловопосадский платок не перестаёт восхищать своей сказочной красотой, сочетающей в себе богатство русской души и настроение, наполненное красками и цветом. Этот популярный шедевр народного искусства вызывает ощущение гордости, передаёт особенность и национальный колорит нашей страны. Русский платок, преобразившийся из предмета женской одежды в произведение искусства, воплощает в себе лучшие традиции народного искусства и культур других народов.

В неповторимо красивых композициях платка можно увидеть отражение резных узоров наличников окон и прялок, красочных домотканых вышивок, элементы росписей икон. Загадочно переливаются радужные нити павловопосадского платка, расцветают царственные розы и нежные полевые цветы, причудливо отражая своими узорами цветочные поля и луга России.