Яндекс.Метрика
Подписка
Новости

Всероссийская книга почета «Лучшие педагоги России»

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 140 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

Приглашаем педагогов пройти бесплатные курсы.

Присоединяйся! Будет интересно! Всем участникам — свидетельство

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

Золотая хохлома

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд. 

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

     Вряд ли найдётся в России уголок, где не знают про восхитительные деревянные изделия, украшенные дивными яркими узорами из цветов, веточек и ягод. Своё название народный промысел получил от крупного торгового села Хохлома — центра сбыта хохломских изделий. Этот известный вид русской народной живописи возник в Нижегородской области более 300 лет назад. Художественный промысел унаследовал от заволжских мастеров пластику резных форм токарной посуды, а от иконописцев - уникальную технику золочения дерева без применения драгоценного металла.    

 

   Богатое лесами Заволжье славилось мастерами обработки дерева. Местные мастера владели искусством токарного мастерства, из поколения в поколение передавали навыки изготовления деревянных изделий. Ремесло по изготовлению хохломских изделий и в наши дни остается полностью рукотворным.

  

Сначала древесину выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем «бьют баклуши», то есть распиливают грубые бруски-заготовки. Именно из них в токарных цехах и мастерских ложкарей вырезают ложки, кружки, чаши и ковши. Выточенные заготовки хохломских изделий с нежной поверхностью обработанного дерева называют «белой» или «бельём». После просушки «бельё» покрывают глиняно-масляным грунтом красновато-коричневого цвета. Затем изделия сушат, шлифуют и шпаклюют. Загрунтованные изделия многократно пропитывают льняным маслом — олифой.    

   Следующий этап — лужение. Пока верхний слой олифы не высох окончатель­но, изделия покрывают полудой — измельченным в порошок металлом. В старину применяли серебро, позднее — олово, а сейчас алюминий — серебристый, легкий и дешёвый материал. Лужёные формы уже не напоминают глиняные, они сверкают серебром и в таком виде поступают в цеха росписи. Затем серебристые изделия расписывают жаростойкими масляными красками, главным образом чёрной и красной.

   Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной». Из отдельных мазков и завитков разной формы формируется «травный орнамент», в который включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветочки, сказочные жар-птицы. Тонкие, ритмичные узоры с растительными мотивами свободно размещаются на округлой поверхности предметов.     

   По приёмам письма хохломские изделия принято относить к двум основным видам: «фоновой» и «верховой» росписи. Особенности «верхового» письма в нанесении цветного рисунка поверх серебристого фона. Этим приёмом исполняют как растительные, так и геометрические орнаменты. Классическим примером «верхового» письма является «травка» или «травная роспись» с красными и черными завитками, создающими изящный декор на золотом фоне. Другая разновидность «верховой» росписи — рисунки «под листок» или «под ягодку». Эти росписи, помимо травки, включают более крупные растительные формы: стилизованные листья, ягоды и цветы. 

   При росписи «под фон» золотой силуэтный орнамент исполняется на чёрном или цветном фоне. Мастер рисует контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора. Фон изделия закрывают чёрной, красной, зелёной и жёлтой красками, оставляя серебристый узор. Завершая роспись, мастер добавляет лёгкий узор из травок и листьев, нанося его поверх фона. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Свое название рисунки «кудрины» получили благодаря затейливым золотистым завиткам, линии которых образуют причудливые узоры из листьев и цветов.

   Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, её краски не звучат в полную силу, пока узор или фон остаются серебристыми. Расписные изделия два-три раза покрывают  лаком, затем в течение нескольких часов подвергают закалке в печи. Под влиянием высокой температуры лаковая плёнка желтеет, а «серебро» приобретает золотистый оттенок. В результате длительной обработки лёгкие деревянные расписные изделия  становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

   Золотая хохлома отразила богатство природы просторов нашей родной земли. Яркие краски грациозных полевых трав, мотивы сочных лесных плодов поэтичным языком орнамента повествуют о величии и красоте России. Искусство хохломской росписи получило широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Торжественность колорита русской народной живописи и неповторимая жизнерадостность художественного промысла находят отклик и любовь в сердцах людей.