Яндекс.Метрика
Подписка
Новости

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 140 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

Дымковское чудо

Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду:

«Удивительное чудо!»

   Вот уже более четырёхсот лет одному из самых старинных художественных промыслов Вятской земли — дымковской игрушке. Народный промысел возник в слободе Дымково, на правом берегу реки Вятки, возле города Хлынова. Возникновение дымковской игрушки связывают с традицией проведения ярмарки на весеннем празднике «Свистунья-свистопляска», некогда проходившем на горе Раздерихе близ Вятки.

 

 

Изготовление глиняных игрушек в слободе, давшей название народному промыслу, было ремеслом семейным. В этой местности издавна находились богатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастера использовали для изготовления игрушки. В тёплое время года копали и месили глину, смешивали с мелким речным песком. Зимой, когда на полях работы не было, занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. По мере приближения праздничного гуляния с озорным и весёлым названием готовые игрушки белили мелом. Свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек расписывали яичными красками и иногда украшали ромбиками сусального золота. Самобытный красочный товар на лодках привозили на праздник в город Вятку, где в течение трёх дней длилось веселье, сопровождаемое свистом в глиняные свистульки и дудочки, катанием глиняных шаров.

   В XIX веке «Свистунья» стала всенародным праздничным гуляньем с торгами и многолюдными шумными ярмарками, на которых главным товаром была дымковская игрушка. Позднее праздник потерял своё значение, но обычай лепить  и   расписывать  игрушку  сохранился, а промысел получил дальнейшее развитие. Налаженное производство игрушек стало наиболее обширным в XIX веке: в 1880-е годы общее число создаваемых игрушек доходило до ста тысяч. Однако к концу XIX века изготовление глиняных игрушек стремительно сокращалось, самобытный народный промысел вытесняли более дешёвые гипсовые отливки, подражавшие фарфоровым изделиям. Лёгким способом производства, большим количеством и технологической дешевизной гипсовые литые статуэтки составили серьёзную конкуренцию лепной рукотворной дымковской игрушке. Перед народным ремеслом возникла угроза полного исчезновения: к 1917 году единственной мастерицей, лепившей игрушку, оставалась Анна Афанасьевна Мезрина.

   Потомственные мастерицы А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина стоят у истоков возрождения народного промысла. Уроженец Вятки, живописец, первый исследователь промысла А. И. Деньшин много сделал для сохранения и популяризации дымковской игрушки: способствовал организации артели «Вятская игрушка», литографическим способом выпустил три рукотворных альбома, изданные небольшим тиражом.

   Выдающийся художник и знаток старинного быта А. М. Васнецов сравнивал дымковскую игрушку с античной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину…».

   За четыре века развития в народном промысле сложились свои традиции, выразительные средства, любимые герои: краснощёкие дамы и румяные кавалеры, добродушные няньки и водоноски, весёлые коньки-горбунки, сказочные уточки и индюки. Первоначально сюжетными типами игрушки являлись древние  языческие образы: мифологические персонажи, тотемные и сказочные животные. Позднее появились статные барыни с удалыми военными в кокардах, лихие всадники, няньки и кормилицы, простые позы и одежда которых сохраняют условность, но очень точно передают типаж.     

   Творческий процесс изготовления дымковской игрушки от лепки и до росписи  — процесс уникальный. Сегодня, как и несколько веков назад, создание игрушки от куска глины до готовой скульптуры — исключительно авторская ручная работа, единственное и неповторимое произведение одной мастерицы. Процесс изготовления дымковской игрушки и в наши дни сохраняет всю технологическую последовательность прошлого: лепка из красной глины, сушка, обжиг, беление, роспись темперными красками, украшение сусальным золотом.

   В отличие от других глиняных игрушек, дымковская выполняется не из одного, а из нескольких небольших кусочков глины. Глину разделяют и раскатывают в шарики, из которых лепят отдельные детали игрушки. В  первую очередь делают все основные элементы игрушки, а места их соединений разглаживают водой. Затем игрушку украшают различными более мелкими деталями и сушат при комнатной температуре.

   После полной просушки игрушку обжигают. В прежние времена обжиг проводили в русских печах, сегодня — в электрических муфельных при температуре 900 градусов. Обжиг высокой температурой придает глине ещё большую прочность. По традиции обожжённую заготовку красновато-коричневого тона белят. В старину игрушку окунали в раствор мела, разведённого на снятом коровьем молоке. Скисая на поверхности изделия, молоко образовывало прочную плёнку казеинового клея. В наши дни грунтовку производят с помощью водоэмульсионной краски, которую наносят кистью.

   По традиции игрушку расписывают темперными красками, сдержанная цветовая гамма которых в далёком прошлом состояла из основных тонов. Современные мастера звучание богатой палитры темперных красок дополняют применением гуаши и акриловых красок. Различные сочетания простых геометрических форм создают впечатление многообразия узоров. Роспись выполняется в свободной кистевой манере по принципу цветового контраста и взаимного дополнения, а присутствие белого тона усиливает звучание всего колористического богатства радужной палитры. Разноцветный выразительный орнамент подчеркивает яркость, веселье, задор народной игрушки. Ослепительное очарование придаёт блеск ромбиков сусального золота, наносимых в последнюю очередь.

   Неповторимость поэтичных образов уникального русского народного искусства является гордостью нашей страны. В 1970-е годы всенародной любимице Дымковской барыне воздвигнут памятник в Москве. В Кирове в 2010-м и 2015-м годах установлены скульптурные композиции «Семья» и «Место встречи», выполненные в стилистической традиции народной игрушки. Крупнейшими коллекциями дымковской игрушки обладают Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и Кировский областной краеведческий музей. В 2011 году в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность». В музее, расположенном в здании промысла, можно познакомиться с интересной экспозицией и послушать увлекательную экскурсию, встретиться с мастерицей вятской игрушки, посмотреть фильмы об этапах развития промысла.

   Дымковское чудо прославило Вятский край на весь мир, стало одним из символов нашей Родины, подтверждающим самобытность и неиссякаемый талант народных мастеров России.