Яндекс.Метрика
Подписка
Новости

На Jooble Вы найдете все актуальные вакансии в России.

Вакансии

Поиск работы

Предлагаем педагогам заказать экспертное заключение об уровне профессиональной компетентности педагогического работника.

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 140 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

Получите грамоту за успехи в педагогической деятельности.

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

Дымковское чудо

Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду:

«Удивительное чудо!»

   Вот уже более четырёхсот лет одному из самых старинных художественных промыслов Вятской земли — дымковской игрушке. Народный промысел возник в слободе Дымково, на правом берегу реки Вятки, возле города Хлынова. Возникновение дымковской игрушки связывают с традицией проведения ярмарки на весеннем празднике «Свистунья-свистопляска», некогда проходившем на горе Раздерихе близ Вятки.

 

 

Изготовление глиняных игрушек в слободе, давшей название народному промыслу, было ремеслом семейным. В этой местности издавна находились богатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастера использовали для изготовления игрушки. В тёплое время года копали и месили глину, смешивали с мелким речным песком. Зимой, когда на полях работы не было, занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. По мере приближения праздничного гуляния с озорным и весёлым названием готовые игрушки белили мелом. Свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек расписывали яичными красками и иногда украшали ромбиками сусального золота. Самобытный красочный товар на лодках привозили на праздник в город Вятку, где в течение трёх дней длилось веселье, сопровождаемое свистом в глиняные свистульки и дудочки, катанием глиняных шаров.

   В XIX веке «Свистунья» стала всенародным праздничным гуляньем с торгами и многолюдными шумными ярмарками, на которых главным товаром была дымковская игрушка. Позднее праздник потерял своё значение, но обычай лепить  и   расписывать  игрушку  сохранился, а промысел получил дальнейшее развитие. Налаженное производство игрушек стало наиболее обширным в XIX веке: в 1880-е годы общее число создаваемых игрушек доходило до ста тысяч. Однако к концу XIX века изготовление глиняных игрушек стремительно сокращалось, самобытный народный промысел вытесняли более дешёвые гипсовые отливки, подражавшие фарфоровым изделиям. Лёгким способом производства, большим количеством и технологической дешевизной гипсовые литые статуэтки составили серьёзную конкуренцию лепной рукотворной дымковской игрушке. Перед народным ремеслом возникла угроза полного исчезновения: к 1917 году единственной мастерицей, лепившей игрушку, оставалась Анна Афанасьевна Мезрина.

   Потомственные мастерицы А. А. Мезрина, Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина стоят у истоков возрождения народного промысла. Уроженец Вятки, живописец, первый исследователь промысла А. И. Деньшин много сделал для сохранения и популяризации дымковской игрушки: способствовал организации артели «Вятская игрушка», литографическим способом выпустил три рукотворных альбома, изданные небольшим тиражом.

   Выдающийся художник и знаток старинного быта А. М. Васнецов сравнивал дымковскую игрушку с античной скульптурой: «Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину…».

   За четыре века развития в народном промысле сложились свои традиции, выразительные средства, любимые герои: краснощёкие дамы и румяные кавалеры, добродушные няньки и водоноски, весёлые коньки-горбунки, сказочные уточки и индюки. Первоначально сюжетными типами игрушки являлись древние  языческие образы: мифологические персонажи, тотемные и сказочные животные. Позднее появились статные барыни с удалыми военными в кокардах, лихие всадники, няньки и кормилицы, простые позы и одежда которых сохраняют условность, но очень точно передают типаж.     

   Творческий процесс изготовления дымковской игрушки от лепки и до росписи  — процесс уникальный. Сегодня, как и несколько веков назад, создание игрушки от куска глины до готовой скульптуры — исключительно авторская ручная работа, единственное и неповторимое произведение одной мастерицы. Процесс изготовления дымковской игрушки и в наши дни сохраняет всю технологическую последовательность прошлого: лепка из красной глины, сушка, обжиг, беление, роспись темперными красками, украшение сусальным золотом.

   В отличие от других глиняных игрушек, дымковская выполняется не из одного, а из нескольких небольших кусочков глины. Глину разделяют и раскатывают в шарики, из которых лепят отдельные детали игрушки. В  первую очередь делают все основные элементы игрушки, а места их соединений разглаживают водой. Затем игрушку украшают различными более мелкими деталями и сушат при комнатной температуре.

   После полной просушки игрушку обжигают. В прежние времена обжиг проводили в русских печах, сегодня — в электрических муфельных при температуре 900 градусов. Обжиг высокой температурой придает глине ещё большую прочность. По традиции обожжённую заготовку красновато-коричневого тона белят. В старину игрушку окунали в раствор мела, разведённого на снятом коровьем молоке. Скисая на поверхности изделия, молоко образовывало прочную плёнку казеинового клея. В наши дни грунтовку производят с помощью водоэмульсионной краски, которую наносят кистью.

   По традиции игрушку расписывают темперными красками, сдержанная цветовая гамма которых в далёком прошлом состояла из основных тонов. Современные мастера звучание богатой палитры темперных красок дополняют применением гуаши и акриловых красок. Различные сочетания простых геометрических форм создают впечатление многообразия узоров. Роспись выполняется в свободной кистевой манере по принципу цветового контраста и взаимного дополнения, а присутствие белого тона усиливает звучание всего колористического богатства радужной палитры. Разноцветный выразительный орнамент подчеркивает яркость, веселье, задор народной игрушки. Ослепительное очарование придаёт блеск ромбиков сусального золота, наносимых в последнюю очередь.

   Неповторимость поэтичных образов уникального русского народного искусства является гордостью нашей страны. В 1970-е годы всенародной любимице Дымковской барыне воздвигнут памятник в Москве. В Кирове в 2010-м и 2015-м годах установлены скульптурные композиции «Семья» и «Место встречи», выполненные в стилистической традиции народной игрушки. Крупнейшими коллекциями дымковской игрушки обладают Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и Кировский областной краеведческий музей. В 2011 году в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность». В музее, расположенном в здании промысла, можно познакомиться с интересной экспозицией и послушать увлекательную экскурсию, встретиться с мастерицей вятской игрушки, посмотреть фильмы об этапах развития промысла.

   Дымковское чудо прославило Вятский край на весь мир, стало одним из символов нашей Родины, подтверждающим самобытность и неиссякаемый талант народных мастеров России.