Яндекс.Метрика
Подписка
Новости

На Jooble Вы найдете все актуальные вакансии в России.

Вакансии

Поиск работы

Предлагаем педагогам заказать экспертное заключение об уровне профессиональной компетентности педагогического работника.

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 140 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

Получите грамоту за успехи в педагогической деятельности.

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

Жостовский букет

Цветы России собрались

На жостовском подносе,

 В венок красивый заплелись,

И не страшна им осень!

   Жостовский промысел известен на весь мир по знакомому в быту предмету — металлическому подносу. Один из главных атрибутов русской чайной церемонии был известен и в Древней Руси, и в по­мещичьих домах XVIII — первой половины XIX ве­ка. Но в XIX веке спрос на подносы увеличился, чему способствовали рост городов и увеличение числа гостиниц, трактиров, питейных заведе­ний.

   В России производство расписных металлических подносов существовало и до возникновения Жостовского про­мысла. Расписные подносы Нижнего Тагила, изготавливаемые с XVIII века на уральских металлургических заводах Демидовых, удерживали первенство до 1870 — 1880-х годов. Жостовский промысел возник в начале XIX века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Также развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ивановских ситцев и лукутинской лаковой миниатюрной живописью.

   История Жостовского промысла восходит в начало XIX века, когда в ряде подмосковных деревень бывшей Троицкой волости возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Позднее название деревни Жостово укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера близлежащих деревень.

   Возникновение производства жостовских подносов связано с фамилией братьев Вишняковых — откупившихся на волю крестьян графа Шереметева. Художник-миниатюрист Осип Филиппович Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, открыл в Жостово мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте фабрики значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.». От мастерской, открытой в 1825 году предприимчивыми братьями Вишняковыми, ведёт своё начало Жостовская фабрика декоративной росписи. И вот уже почти два века бережно сохраняют секреты народного промысла на фабрике декоративной росписи в старинной деревне Жостово, дорожные указатели к которой выполнены в виде больших расписных подносов.

   Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. Формы у подносов самые разнообразные: круглые, овальные, прямоугольные, восьмиугольные, фигурные и др. Основная часть подносов, за исключением больших, которые создаются вручную по старинной кустарной традиции, штампуется под механическим прессом. В процессе изготовления листы штампуют в нужные формы, затем вальцуют, чтобы придать жёсткость бортам.  После вальцовки металлическую заготовку подноса грунтуют, шпаклюют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком с просушкой каждого слоя в печи.

   Искусство жостовcкой росписи основано на выработанных поколениями ремесленных приёмах, сочетающих творческую импровизацию со строгой последовательностью и отточенностью мастерства. Жостовская роспись ведётся последовательными приёмами без предварительного рисунка плотными, разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах.

   Самый распространённый мотив жостовской росписи — цветочный букет, расположенный в центре подноса, преимущественно на чёрном фоне, и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Крупные садовые цветы в окружении россыпи мелких полевых цветочков, связанных между собой лёгким узорным кружевом из ажурной «травки», гибкими стебельками, небольшими веточками и листочками, вписанными в однотонный фон подноса. Создавая букет, художник следит за соотношением масштаба росписи и фона, ритмическим расположением красочных пятен, красотой и выразительностью силуэта цветов, листьев и стеблей. Многослойное письмо масляными красками допускает варьирование художественных и декоративных приёмов: колорит и композиционное решение, применение техники плотного, сквозного или смешанного письма. Из мерцающей глубины фона рождается изображение цветов, таинственно растворяясь прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса.

   Первый этап росписи — замалёвок — начало и основа будущей композиции, когда мастер широкой кистью обобщённым пятном намечает силуэт букета, расположение основных цветовых пятен на рабочей поверхности подноса. Далее замалёванные подносы сушатся в специальных печах в течение нескольких часов.   

   Второй этап — «тенёжка» — от созвучного слова «тень» — выявляет теневые места растений, когда наносятся прозрачные тени более тёмным цветом. Этот приём погружает букет в мерцающую глубину, рождает знаменитые жостовские «тающие» тени, усиливающие трепетность и тайну изображения. Роспись «оживает» и соединяется с фоном, но ещё далека от завершения: цветовые контрасты резки, формы лепестков окончательно не определены, холодные и тёплые тона непримиримо спорят друг с другом.

   Следующим ответственным этапом росписи является «прокладка», когда уточняются детали росписи, организуется колористический строй композиции. Плотное корпусное письмо яркими красками «прокладывает» светлые места росписи, выявляет объём букета и объединяет в единое целое. Невидимые лучи света заставляют цветы светиться, переливаться тончай­шими оттенками и отражаться лёгкими отсвета­ми на листьях.

   Нанесение белильными мазками бликов («бликовка») дополняет прокладку, уточняет объём и свет, завершает лепку форм. Расположенные на выступающих частях цветов, блики создают настроение, усиливают игру света, подчёркивают объёмность росписи и одновременно подчиняют изображение условной орнаментальности, возвращают узорность.

   Предпоследний этап многослойной жостовской росписи завершает разделку основных форм букета изящной графикой «чертёжки». Упругими линиями художник рисует семена в чашечках цветов, прожилки лепестков, кружевные очертания цветов и листьев, извлекая изображение из таинственной глу­бины фона.  

   Завершающий этап росписи подноса не случайно называется «привязкой», когда при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. Жостовская роспись насыщается музыкальной линией, добавляющей к ярким цветовым пятнам изящество графического штриха.

   Однако без «уборки» изделие выглядит незаконченным: в последнюю очередь борт подноса украшают лёгким ажурным растительным или геометрическим орнаментом. И последний штрих, когда с помощью тончайшего мелового порошка поднос полируют до зеркального блеска. 

   За свою историю жостовские подносы из обычного предмета каждодневного использования превратились в произведения декоративно-прикладного искусства. Уникальный народный промысел прославил русских мастеров на весь мир. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом исполнения скрывается огромное мастерство, выработанное поколениями народных художников. В каж­дом рукотворном изделии живёт неиссякаемая творческая фантазия, безудержная свобода импро­визации, радужное многоцветие России. И порой кажется, что овеянные воздухом неувядающие жостовские букеты излучают запах утренней свежести, волнующую музыку весеннего леса, наполненного многоголосьем пения птиц!