Яндекс.Метрика
Подписка
Новости

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 140 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

Жостовский букет

Цветы России собрались

На жостовском подносе,

 В венок красивый заплелись,

И не страшна им осень!

   Жостовский промысел известен на весь мир по знакомому в быту предмету — металлическому подносу. Один из главных атрибутов русской чайной церемонии был известен и в Древней Руси, и в по­мещичьих домах XVIII — первой половины XIX ве­ка. Но в XIX веке спрос на подносы увеличился, чему способствовали рост городов и увеличение числа гостиниц, трактиров, питейных заведе­ний.

   В России производство расписных металлических подносов существовало и до возникновения Жостовского про­мысла. Расписные подносы Нижнего Тагила, изготавливаемые с XVIII века на уральских металлургических заводах Демидовых, удерживали первенство до 1870 — 1880-х годов. Жостовский промысел возник в начале XIX века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Также развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ивановских ситцев и лукутинской лаковой миниатюрной живописью.

   История Жостовского промысла восходит в начало XIX века, когда в ряде подмосковных деревень бывшей Троицкой волости возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Позднее название деревни Жостово укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера близлежащих деревень.

   Возникновение производства жостовских подносов связано с фамилией братьев Вишняковых — откупившихся на волю крестьян графа Шереметева. Художник-миниатюрист Осип Филиппович Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, открыл в Жостово мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте фабрики значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.». От мастерской, открытой в 1825 году предприимчивыми братьями Вишняковыми, ведёт своё начало Жостовская фабрика декоративной росписи. И вот уже почти два века бережно сохраняют секреты народного промысла на фабрике декоративной росписи в старинной деревне Жостово, дорожные указатели к которой выполнены в виде больших расписных подносов.

   Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. Формы у подносов самые разнообразные: круглые, овальные, прямоугольные, восьмиугольные, фигурные и др. Основная часть подносов, за исключением больших, которые создаются вручную по старинной кустарной традиции, штампуется под механическим прессом. В процессе изготовления листы штампуют в нужные формы, затем вальцуют, чтобы придать жёсткость бортам.  После вальцовки металлическую заготовку подноса грунтуют, шпаклюют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком с просушкой каждого слоя в печи.

   Искусство жостовcкой росписи основано на выработанных поколениями ремесленных приёмах, сочетающих творческую импровизацию со строгой последовательностью и отточенностью мастерства. Жостовская роспись ведётся последовательными приёмами без предварительного рисунка плотными, разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах.

   Самый распространённый мотив жостовской росписи — цветочный букет, расположенный в центре подноса, преимущественно на чёрном фоне, и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Крупные садовые цветы в окружении россыпи мелких полевых цветочков, связанных между собой лёгким узорным кружевом из ажурной «травки», гибкими стебельками, небольшими веточками и листочками, вписанными в однотонный фон подноса. Создавая букет, художник следит за соотношением масштаба росписи и фона, ритмическим расположением красочных пятен, красотой и выразительностью силуэта цветов, листьев и стеблей. Многослойное письмо масляными красками допускает варьирование художественных и декоративных приёмов: колорит и композиционное решение, применение техники плотного, сквозного или смешанного письма. Из мерцающей глубины фона рождается изображение цветов, таинственно растворяясь прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса.

   Первый этап росписи — замалёвок — начало и основа будущей композиции, когда мастер широкой кистью обобщённым пятном намечает силуэт букета, расположение основных цветовых пятен на рабочей поверхности подноса. Далее замалёванные подносы сушатся в специальных печах в течение нескольких часов.   

   Второй этап — «тенёжка» — от созвучного слова «тень» — выявляет теневые места растений, когда наносятся прозрачные тени более тёмным цветом. Этот приём погружает букет в мерцающую глубину, рождает знаменитые жостовские «тающие» тени, усиливающие трепетность и тайну изображения. Роспись «оживает» и соединяется с фоном, но ещё далека от завершения: цветовые контрасты резки, формы лепестков окончательно не определены, холодные и тёплые тона непримиримо спорят друг с другом.

   Следующим ответственным этапом росписи является «прокладка», когда уточняются детали росписи, организуется колористический строй композиции. Плотное корпусное письмо яркими красками «прокладывает» светлые места росписи, выявляет объём букета и объединяет в единое целое. Невидимые лучи света заставляют цветы светиться, переливаться тончай­шими оттенками и отражаться лёгкими отсвета­ми на листьях.

   Нанесение белильными мазками бликов («бликовка») дополняет прокладку, уточняет объём и свет, завершает лепку форм. Расположенные на выступающих частях цветов, блики создают настроение, усиливают игру света, подчёркивают объёмность росписи и одновременно подчиняют изображение условной орнаментальности, возвращают узорность.

   Предпоследний этап многослойной жостовской росписи завершает разделку основных форм букета изящной графикой «чертёжки». Упругими линиями художник рисует семена в чашечках цветов, прожилки лепестков, кружевные очертания цветов и листьев, извлекая изображение из таинственной глу­бины фона.  

   Завершающий этап росписи подноса не случайно называется «привязкой», когда при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. Жостовская роспись насыщается музыкальной линией, добавляющей к ярким цветовым пятнам изящество графического штриха.

   Однако без «уборки» изделие выглядит незаконченным: в последнюю очередь борт подноса украшают лёгким ажурным растительным или геометрическим орнаментом. И последний штрих, когда с помощью тончайшего мелового порошка поднос полируют до зеркального блеска. 

   За свою историю жостовские подносы из обычного предмета каждодневного использования превратились в произведения декоративно-прикладного искусства. Уникальный народный промысел прославил русских мастеров на весь мир. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом исполнения скрывается огромное мастерство, выработанное поколениями народных художников. В каж­дом рукотворном изделии живёт неиссякаемая творческая фантазия, безудержная свобода импро­визации, радужное многоцветие России. И порой кажется, что овеянные воздухом неувядающие жостовские букеты излучают запах утренней свежести, волнующую музыку весеннего леса, наполненного многоголосьем пения птиц!